ГМИИ им. А.С. Пушкина и Mitsubishi Electric приглашают на выставку «Образ природы в искусстве Японии: живопись, графика, бонсай»

29.08.2012

ГМИИ им. А.С. Пушкина и Mitsubishi Electric приглашают на выставку «Образ природы в искусстве Японии: живопись, графика, бонсай»

Выставка, представленная в ЦЭВ «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина в период с 30 августа по 30 сентября 2012 г, посвящена образам природы в таких видах традиционного искусства Японии, как живопись, графика, бонсай и суйсэки.

Если для древних японцев природа представляла стихию, которой нельзя было сопротивляться и противостоять, ей можно было поклоняться и обожествлять, то в Средние века природа в сознании японцев становится частью окружающей среды. Пейзажи Японии и Китая, воспетые знаменитыми поэтами, становятся темой для многих японских художников XI-XIX веков. Достаточно рано, уже в XI-XII веках, в придворных кругах любование природой возводится в ранг традиционных и элегантных развлечений, начинают активно развиваться различные жанры живописи, связанные с природными мотивами. В XVIII-XIX веках складываются пейзажные циклы в гравюре укиё-э, такие как «Восемь видов озера Оми», «Тридцать шесть видов горы Фудзи», «Пятьдесят три вида Токайдо», «Знаменитые водопады страны» и т.д.
Искусство бонсай, так же как и многие традиционные виды искусства Японии, имеет китайское происхождение. Согласно преданиям, более двух тысяч лет тому назад первый император Китая Цинь Шихуанди пожелал, чтобы ко двору доставили миниатюрные пейзажи всех провинций его державы, получившие название «пенжин» – пейзаж на подносе. Создание рукотворных миниатюрных пейзажей вошло в моду. В VII веке китайское посольство преподнесло несколько пенжинов в дар японской императрице Суйко. В Японии эти пейзажи получили название бонкэй. По мере своего развития это искусство разделилось на несколько направлений — бонсэки, суйсэки, сайкэй, бонсай. Бонсэки и суйсэки обращались к неживой природе (камни, песок, глина), подразумевая тем самым размышление об основополагающих принципах бытия, в живописи подобным аналогом были пейзажи жанра «горы-воды». Искусство суйсэки (букв. перевод иероглифов «вода» и «камень») изначально получило распространение в придворных кругах. Суйсэки ценили не за высокую стоимость минералов, из которых они произведены. Бесконечно ценным и уникальным мог стать простой камень. Главное, чтобы своей формой, цветом, текстурой он напоминал зрителю о чем-то подчас трудноуловимом, но тревожащем память и чувства.

На выставке представлены японские гравюры из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это работы крупнейших мастеров укиё-э, таких как Кацусика Хокусай (суримоно «Бонсай и веер» и «Бонсай и шахматные фигуры»), Утагава Кунисада («Красавицы, любующиеся бонсай»), Каванабэ Кёсай («Бонсай»).

На выставке представлено несколько примеров суйсэки, выполненных Михаилом Благовещенским. Важную часть экспозиции составляют работы Андрея Дарусенкова – современного российского мастера искусства бонсай.

Возврат к списку